понедельник, 19 января 2009 г.

Привычка попадать в цель

Цель важна. Она показывает то, куда я стремлюсь. Бесцельное существование оставляет после себя в душе что-то похуже даже перегара после особо жестокой попойки. Для счастья мне нужно еще и чувствовать, что я действительно чего-то стою. Для кого-то это никогда не было вопросом, но мне кажется сомнение здесь очень полезно тем, что оно не позволяет останавливаться и успокаиваться. И здесь именно роль достижения цели нельзя переоценить. Это бодрит, вливает новые силы и генерирует новые идеи. Но поставить цель, еще не значит достичь ее.
Обычно явно или не явно после осознания цели я перехожу к планированию. испорченный жесткими и структурированными методологиями я не могу создать что-либо другое, кроме иерархического списка шагов к цели, которые я затем принимаюсь вычеркивать один за другим после выполнения соответствующих задач. Но мне всегда казалось, что такая сухой и скучный способ отправиться к цели не вяжется с моим естественным поведением.
В случае большой или небольшой компании достаточная доля формализации, несомненно, полезна, просто потому, что упрощает взаимодействие. Ну а в случае моих личных целей и планов мне как-то не хочется постоянно сверяться с планом, просто потому, что он сухой, подробный и неинтересный и я не могу его держать в голове. Наличие плана и его "навязанность" идет в разрез с естественным течением дел. Да я сам навязал план себе, но он не становится от этого натуральным. Этот момент часто смущал меня, и я думал, что где-то я видел и иной способ разбираться с планами.
И я вспомнил, что восхищался работой ремесленников, которые казалось всегда знали что им делать в следующий момент, не задумываясь об этом и не подсматривая в записную книжку с планом. Их работа не была конвейерной, задания различались и потому сложно все списать не бездумное запоминание и повтор шагов. Но все же самым важным на мой взгляд в таком стиле работы была именно привычка.
Размышляя об этом и пробуя на себе я понял, что для того, чтобы уменьшить давление формальности, и привлечь на свою сторону свой же организм, планы не стоит просто разбивать на шаги. Гораздо лучше понять, какие автоматические куски можно выделить из плана и как их превратить в привычку.
Например, не стоит планировать похудение и записывать шаги для каждого дня, а потом контроллировать их жестко и механически. Стоит понять, какая разница между потреблением калорий и их тратой вам нужна, а затем выбрать набор упражнений, который позволит вам обеспечить эту разницу. Затем лишь стоит привить себе привычку, а как известно, это сделать вполне просто - нужно просто делать что-то в течение 30-40 дней и вы обязательно привыкнете.
Почему я ратую за привычку, а не за план? Привычка не будет насилием над вашим характером сразу же после того, как она возникнет. Организм сам будет снабжать вас энергией, а вовсе не будет сопротивляться тому, что в плане написано одно, а организм привык к другому.
Привычка записывать мысли приведет к тому, что вы напишете книгу, сами не заметя того. А попытка написания под звук ставшего отчего-то непереносимым тикания часов и с планом перед глазами может вогнать в депрессию. Привычка вгоняет вас в состояние часто именуемое flow, в котором вы эффективны, не тратите энергии и не нуждаетесь в лишних размышлениях.
Определите привычки, которые могут привести вас к цели, и цель сама прыгнет к вам в руки.

3 комментария:

  1. Очень интересная идея! И за перевод Авто-фокуса спасибо. Попримеряю и то, и другое к себе и может даже буду использовать.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить