В современном мире игры власти присутствуют повсеместно – от офисной политики до реалити-шоу, от видеоигр до международных отношений. Роберт Грин, известный исследователь власти, определяет игру власти как манипулирование психологией людей до точки, когда они делают то, что вы хотите, но «добровольно»[1]. Эта формулировка заставляет задуматься – можно ли считать такие игры этичными?
Этический дуализм власти
С одной стороны, игры власти часто видятся как нечто отрицательное. Они ассоциируются с манипуляцией, обманом и эксплуатацией слабостей других людей. Как отмечает Грин, «люди очень хитры, они никогда не говорят вам точно, что думают о вас... и поэтому вы должны быть очень внимательны»[1]. В современных реалити-шоу вроде "Beast Games" мы видим яркий пример того, как расовая принадлежность, религия и социальный статус становятся инструментами в игре власти[2].
С другой стороны, многие считают игры власти неизбежной частью человеческого взаимодействия. Как пишет Ларри Магуайр: «Является ли это истинным лицом человеческой природы? Стремится ли каждый к личной выгоде за счет других?»[3] Даже те, кто отказывается участвовать в играх власти, часто оказываются наиболее искусными игроками, маскируя свои истинные намерения под моральную добродетель.
Личный опыт и выводы
В моей жизни я не раз сталкивался с играми власти – от простых манипуляций в личных отношениях до сложных офисных интриг. Каждый раз я задавался вопросом: действительно ли это необходимо? Что происходит, когда мы решаем не участвовать в этих играх?
Этика игр власти, на мой взгляд, зависит от намерений и последствий. Как в видеоиграх с системами морали, где «вина, награда и последствия» влияют на решения игрока[4], так и в реальной жизни наш выбор определяется этими факторами. Власть может быть инструментом как созидания, так и разрушения.
Наиболее этичный подход видится в осознанности – понимать правила игры, но не позволять им искажать собственные моральные принципы. Как показывает исследование медиа/rep: «Игровой дизайн становится этичным, если предоставляет игроку возможность сделать выбор... и если игра обеспечивает последствия, которые соответствуют морали контр-мира»[5].
В конечном счете, игры власти этичны настолько, насколько этичны наши намерения и действия внутри них. Власть не является ни хорошей, ни плохой сама по себе – важно, как мы её используем и какой ценой она достается.
References
1. Greene, R. (2025). The game of power is tricky [Video]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=m_-MXUmOYqA
2. https://www.linkedin.com/pulse/beast-games-real-world-game-power-bias-ethics-jay-mandel-8urre
3. https://sundayletters.larrygmaguire.com/p/machiavelli-on-how-to-play-the-power
4. https://www.gamedeveloper.com/design/how-morality-can-affect-the-gaming-expereince
5. https://mediarep.org/bitstreams/8900506d-5aa9-4145-b1dc-7ffb5f8a365f/download
Комментариев нет:
Отправить комментарий