суббота, 30 июля 2011 г.

Деньги не мотивируют?

На мои замечания о том, что мотивация деньгами практически не работает (с оговорками*, конечно), я часто слышу скептические замечания и смешки.

Но я знаю, что это вовсе не пустые слова. Деньги могут заставить человека как-то делать неприятную работу. Но в таком случае нужен будет жесткий контроль над тем, что считать приемлемым качеством, ибо сам человек не будет стремиться делать работу лучше, он будет стремиться делать как можно меньше, но не хуже стандарта, гарантирующего получение денег. «Огоньком» тут и не пахнет.

Второй момент, а что если пообещать человеку позицию и деньги за хорошую работу? Ведь он разумный, он же будет делать все для получения этих денег? Мой ответ — будет, но очень недолго. К сожалению, на свете немного людей, способных концентрироваться на отдаленной цели, долго не отвлекаясь. Они, безусловно, получают больше от жизни в конечном счете. Но гораздо чаще мы, люди, предпочитаем близкое вознаграждение далекому, пусть и гораздо большему. Потому и во втором случае я не ожидаю «огонька». Человек снова будет пытаться держать марку, но отвлечения на скорые утехи не дадут ему погрузиться в работу полностью.

Настоящий интерес к работе проявляется вне зависимости от денег. Но при этом его сложно получить, если человеку не хватает зарплаты на жизнь.

*) как известно из исследований, проведенных Ариэли, деньги хорошо мотивируют людей физического труда, которые стремятся работать на пределе возможностей. Решать же задачи люди за деньги почему-то не умеют.

2 комментария:

  1. очень любопытный пост)) Над многим задумалась.... и главное поняла почему отдельные личности меня подводят, не выполняя надлежащим образом работу!! Так что - благодарю!!

    ОтветитьУдалить
  2. Не за что. Рекомендую почитать Ариэли, predictably irrational, например.

    ОтветитьУдалить