суббота, 31 августа 2013 г.

Правила, убивающие компании

Я часто слышал сравнение компании с живым организмом и не замечал подвоха. Ведь это так очевидно. Голова, органы, враги, защитные реакции. А потом понял, что именно компании, считающиеся себя организмом, и ведущие себя соответственно, более всего подвержены кризисам и неприятностям. Почему?

Просто потому что компания, даже если началась она с одного единственного человека, это не организм, а вид. И принципы её роста, выживания, защиты и прочего не имеют общего с теми же принципами отдельного организма. Что я имею в виду?

При травме в организме действуют защитные механизмы, устраняющие последствия и атакующие вредоносные бактерии. И этим правилам организм будет следовать каждый раз, поскольку это его натура. Он может, конечно, попытаться избежать травмы, то есть научиться, но не всего можно избежать. А компания при этом должна и может, в отличие от организма, мутировать и следующий раз быть готовой не только к причинам повлекшим травму, но и к последствиям её, реагируя совершенно новым образом, учитывая опыт. 

Умные компании так и делают. Именно потому аналогия с организмом для них неуместна. Чтобы выжить как вид, нужны механизмы, способные жертвовать особями в целях выживания вида, способные в каждом своём поколении накапливать положительные изменения. Но это умные.

Остальные строят организм. Пытаются создать стройную структуру, в которой есть протоколы, органы и правила. Чёткие правила, чёткие границы, которые хороши для особи. Это выглядит хорошо. Просто правила – это по сути своей запрет мутации, и следствие – превращение в особь. А каждая особь когда-нибудь погибает.

Без эффективного механизма мутации компания погибает. А мутация свойство вида, отдельная особь не может мутировать. Давайте смотреть на компанию, как на эволюционирующий вид. Станет проще принимать правильные решения.