вторник, 20 сентября 2011 г.

Еще раз о конечности всего сущего

Когда речь заходит о конечности или ограниченности ресурсов, в голову первым делом заглядывают нефть с газом, потом — деревья или еда. И только китайцы туда совсем не заглядывают. Это естественно, но есть и другие ресурсы. На самом деле я четко понимаю, что как человек, как единица нашего вида, я очень конечен. Это касается и времени, и пространства и, может быть в первую очередь, если речь зашла обо мне — интеллекта. Физические ресурсы тела конечны, и это все принимают и понимают (ну если не все, то большинство). Но идею конечности «духа» принимают и осознают не все, даже тогда, когда речь не идет о «душе бессмертной». Однако язык наш хранит прагматические знания, подходящие больше агностикам. Бытует же в нашем языке очень четкое выражение: «духу не хватило». Раз чего-то может не хватать, значит это конечно. Выражение буквально и точно описывает то, что вам подтвердит, наверное, любой серьезный экспериментатор: если вам приходится много сдерживать себя от одного соблазна, то на другое «противление злу» вам может не хватить «духу». Уберегая себя от гамбургеров всеми силами (предположим на секундочку, что я их люблю), я потом не сдержусь, и поддамся на спонтанную покупку ненужной мне дорогой приблуды. Причем я могу рационализировать ее как «вознаграждение». И это поведение сложно отделить от настоящей стимуляции и вознаграждения за труды. А может быть — и вовсе невозможно. Какой из всего вышесказанного следует вывод? Надо постоянно стремиться к уменьшению силы духа, необходимой и растрачиваемой нами на сдерживание. То есть, повторюсь, следует избавляться от привычек постепенно, по одной, не пытаясь перенапрягать себя. надо просто помнить, что вы действуете в системе с ограниченными ресурсами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий