понедельник, 28 января 2013 г.

Общаться с ребёнком. Как? - Мысли о книге


Эту книгу вполне можно рекомендовать как пособие по руководству коллективом программистов. Крайне рекомендую.

Основа для продуктивного сотрудничества
 Для того, чтобы хотя бы начать сотрудничать просто необходимо добиться доверия и уважения. В противном случае всевозможных игр не избежать.


В частности критика самого человека/ребёнка приводит к ощущению "нелюбви", поэтому её стоит избегать, причём даже критика конкретных действий должна быть очень осторожной.

"
Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат.
"
Чувства и ощущения не могут быть неправильными: за ними стоят мотивы. Стоит разбираться с этим, а не с тем, что человек чувствует и почему это чувствовать неправильно.

После отношения более-менее конструктивных и доверительных отношений можно говорить о дисциплине, но не раньше.

Обучение и делегирование
Помимо самого факта обучения и усваивания новых знаний и навыков, есть также аспекты обучение самой эффективной учёбе, эмоциональное отношение к процессу (нравится ли как всё происходит) и собственно изменение ваших отношений (выросло ли положительное отношение, или же вы потеряли в этой сессии).

При этом "неосновные" результаты могут быть даже важнее собственно приобретённых знаний. Отторжение учёбы вследствие неприятных эмоций или же неприятных отношений - чрезвычайно частое дело.

Постепенное вовлечение, делегирование
Стоит для каждого из делегатов представлять список дел, которые чуточку выбиваются из ряда обязанностей, с которыми он уже справляется.
Вмешиваться в исполнение дел нельзя, лучше записывать ошибки для последующего анализа.
После окончания дела нужно обязательно похвалить делегата, вне зависимости от того, насколько успешно исполнено дело.
Критику и разбор полётов нужно отложить на спокойное время: при неудачном исполнении делегат и так будет чувствовать себя виноватым. Усугублять это чувство не стоит – это привёдет к ухудшению отношений и, как следствие, – к уменьшению продуктивности.

Однако ни в коем случае нельзя бросать человека без поддержки, если он просит её прямо. Он должен понимать, что не брошен один со своими трудностями. Стоит предложить "давай этот кусок сделаем вместе".

Однако, делегат должен понимать результаты неудач, чтобы не терять ответсвенность.

Выработка процесса работы
Иногда люди не в силах выполнить работу со стабильным качеством просто потому, что из-за загрузки, либо отвлечений, возникающих постоянно, картина или процесс работы может не прививаться, не становиться автоматическим и всегда верным. В таком случае неплохо использовать визуальные подсказки. Например, – модную сейчас инфографику. Это и интересно, и доходчиво.

Техника беседы в кризисе
Применять стоит активное слушание, которое заключается в возвращении собеседнику его же информацию, но с описанием чувств, которые связаны с ней.
СЫН: Он отнял мою машинку!    МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.    СЫН: Больше я туда не пойду!    ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу    ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!    МАМА: Тебе она очень не нравится.
"
– Ну ничего, поиграет и отдаст…    – Как это ты не пойдешь в школу?!    – Перестань капризничать, вполне приличная шапка!    При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.
"
Этого делать нельзя. Нужно отметить, что переживания вами считаны. Причём считаны без оценки. Нужно просто признать факт того, что переживает собеседник. Одно это уже способно успокоить его, и настроить на более продуктивный лад.

Во время встреч можно, а порой и нужно в повествовательной форме рассказывать о чувствах собеседника (если это приемлемо по контексту, например, – ему нужно выговориться).

Обращение к ребёнку и переживания. 
Довольно большим сюрпризом для меня стало то, что стоит сообщаться о своих переживаниях, и говорить от первого лица. То есть никогда не "тыкать", сообщение должно говорить о том, как я воспринимаю происходящее.

Попробовав этот совет на практике я склонен согласиться, что это работает.

Плохие фразы
"
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

 2. Предупреждения, предостережения, угрозы:    «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»

7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!»

 9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…»

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.    Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. Отшучивание, уход от разговора.    СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.    ПАПА: Как много между нами общего
"

Требования - оценка
Не стоит требовать невыполнимого. Стоит создавать условия, при которых выполнить задачу становится можно.

Ожидания не всегда совпадают с результатом и не всегда в этом есть вина исполнителя.

Алгоритм разрешения проблем
1. Прояснение конфликтной ситуации.    
2. Сбор предложений.    
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.    
4. Детализация решения.    
5. Выполнение решения; проверка.

Наказания
"
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
"
То же справедливо и для взрослых, боль от потери острее радости от приобретения. Об этом можно в частности почитать в книгах Дэна Ариели.

Частые причины конфликтного поведения

- Недостаток внимания со стороны местного "родителя", авторитета.

- Борьба за независимость.

- Желание отомстить, причём сама цель может и не догадываться о таком глубоком переживании.

- Неуспех и потеря веры в себя. Потеряв её по отношению к чему-то одному очень легко потерять её совсем.

Воспитание и переучивание
Единственный надёжный метод – длительное общение с позитивным ядром. Искренняя нацеленность на реализацию потребностей человека в меру сил.

2 комментария:

  1. Сразу вспоминаю историю рассказанную мне одним уважаемым человеком http://zorin-d.livejournal.com/:

    Моего товарища назначили руководить заводом мукомольным, а находился он на территории большего села и фактически все сотрудники были местные, в т. ч. линейные руководители. И вот каждое совещание превращалось в битву по деревенскому принципу, лишь бы у соседа было хуже. Ну и товарищ призадумался ибо проблемы светили нехилые, да и понимание прошло почему такая текучка директоров. Короче стал он так хитро с ними работать с каждым по отдельности, что они на совещании сами его идеи проталкивали ибо свято уверенны были, что это их личное. Ну и где то через год стало вообще там хорошо, и вот как то на расширенном совещании, стали они его донимать, как это у него получилось их всех организовать и привести к таким результатам. Ну он и говорит да книжка одна. Они а какая. Он да не буду говорить обидетесь, да нет скажи, да скажи. Ну и сказал и показал ... Клиническая психология, методы работы с душевнобольными. Сильно говорит обиделись)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напрасно обиделись, хотя это и естественная реакция.

      Удалить