четверг, 21 апреля 2011 г.

Ценности

По-моему, совершенно очевидно, что человек, не понимающий, что ответ на вопрос «зачем я живу» лежит в плоскости ценностей, с большой вероятностью будет разочарован жизнью, которую он ведет. Просто потому, что ему действительно не к чему идти, впереди нет ничего, к чему бы стоило стремиться.

Именно поэтому я — «за» ценности. Однако многие, познакомившиеся с тем, что ценности есть база любого хорошего плана, говорят, что жить следуя своим собственным ценностям. По моему стойкому убеждению — они лукавят. Ну посудите сами, люди говорят, что так сложно удержаться от вкусненького, а одной из их ценностей при этом является умеренность в еде...

Нет. Они просто обманывают себя, пытаясь выдать за свою ценность то, что им кажется привлекательным и что, если приложить усилия, они могут получить. надо признаться себе, что моя ценность — не есть хотя бы как та моя располневшая знакомая и стараться ограничивать себя ну хотя бы пару раз в неделю.

Приняв, то, что ваш рацион и отношение к еде таково как оно есть и признав, что лишние килограммы и одышка вас всерьез не пугают, вы поймете, что поджарый и здоровый организм — не ваша ценность на текущий момент. Вам может быть захочется сделать это своей ценностью, но тогда у вас не станет проблем с тем, чтобы чаще следовать ей, чем давать себе послабления.

Если моей ценностью является доброжелательность — я вряд ли буду кричать на людей по всякому поводу. Если я заядлый велосипедист — я буду на нем ездить. Так что истинные ценности проявляются легко: если вашей совести не хватает на то, чтобы отказаться от того, что якобы противоречит вашим ценностям — значит это не ваши ценности. Точно также справедливо и обратное: если вашей любви и желания не хватает на то, чтобы сделать то, что соответствует вашим ценностям — значит это снова не ваши ценности, а что-то другое, к примеру — конформизм.

При этом мне кажется, что следование своим не показушным, а настоящим ценностям, открывает глаза, показывает, что жить со смыслом можно и это открывает ваш разум к воспитанию в себе все большего числа всевозможных ценностей и принципов.

11 комментариев:

  1. Алексей согласен с Вами, а какой список ценностей у Вас, если не секрет?

    ОтветитьУдалить
  2. Утверждается, что ценности не могут противоречить друг другу. Правильно?

    ОтветитьУдалить
  3. Кем утверждается непротиворечивость? Из того что я читал, все разумные авторы утверждают, что ценности *обязательно* время от времени будут противоречить.

    Список моих. Хм. Я опубликую его, но позже, поскольку сейчас этот список — именно то, что меня занимает достаточно сильно. Отсюда и статья, как плод размышлений.

    ОтветитьУдалить
  4. Жить-то со смыслом можно. Но не всегда жизнь позволяет нам следовать истинным ценностям.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, тогда если допускается противоречивость ценностей, то что мне мешает иметь 2 ценности: вкусно кушать и выглядеть поджарым?

    ОтветитьУдалить
  6. Да и конформизм – тоже проявление ценности: для меня ценно жить неконфликтно, в гармонии с окружающими, вот я и стараюсь всем угодить...

    Имхо, любое поведение имеет под собой основание. Просто в одних условиях эти основания реальны, а в других – проекция похожей ситуации («тогда» это было обосновано, а «сейчас» не в тему).

    ОтветитьУдалить
  7. Не позволяет жизнь? Это немного пафосно, наверное, но я скажу, что это лишь означает, что граница ценностей размыта. Приведу экстремальный пример: надо предать друга/страну/отца. Избавление от своей смерти приведет к смерти другого. Каждый волен выбирать поступки даже в экстриме. Но мы все знаем, что есть те, кто кладет жизнь на алтарь ценностей.

    ОтветитьУдалить
  8. Конформизм сам по себе нельзя назвать ценностью, а уточненную формулировку — можно. Если человеку доставляет счатье только это, ничто не помешает стать довольно счастливым... имхо. Просто обычно у человека *больше* ценностей.

    ОтветитьУдалить
  9. Иметь две противоречивые ценности можно. Но победит та, которая важнее. То есть либо совесть заест, либо любовь к сладкому ;)

    ОтветитьУдалить
  10. Да, согласен, я как раз про это ;)
    Я говорю про то, что выявление собственных ценностей - дело важное - как минимум оно позволит окинуть взглядом то, что раньше влияло на поведение «без участия сознания». Но конфликты при этом сами собой не разрешатся.

    ОтветитьУдалить
  11. Нет, не разрешатся, но если выписать список ценностей будет проще себе честно сказать: а «здоровьем своим я заниматься на самом деле не хочу», к примеру.

    И именно честности перед собой я бы отдал пальму первенства в саморазвитии. Пока ее нет, все методики — всего лишь ритуалы, не более.

    ОтветитьУдалить